Как нарисовать человека карандашом поэтапно: легкий урок рисования с фото и описанием

Рисование человека, наверное, – самое непростое в изобразительном искусстве. Ведь, помимо вдохновения и необходимых материалов, потребуются некоторые знания пластической анатомии. Также нужно уметь передавать различные движения, характер и настроение.

В статье пойдет речь, как легко нарисовать человека поэтапно карандашом. Моделью выступит молодой мужчина в рубашке, брюках и ботинках.

Компоновка

Любой рисунок начинается с компоновки. Как правило, начинающие художники испытывают страх перед чистым листом бумаги, на котором нужно что-то изобразить. Есть только один путь, как научиться не бояться пустого белого пространства – просто брать и рисовать!

Для изображения стоящего человека лучше выбрать вертикальную композицию.

Голова или же ноги не должны упираться в край листа – «воздух» на картине необходим.

Грамотно скомпонованная фигура – залог успешной работы.

Пропорции фигуры

Намечается центральная линия – изгиб позвоночника. Линия разбивается на 8 равных частей. Почему именно на столько частей? Дело в том, что в росте среднестатистического человека помещается около восьми голов.

Лонное сращение приблизительно делит фигуру пополам. Чтобы мужчина на рисунке получился пропорциональным, – следует придерживаться такого деления.

Скелет

Необходимо заполнить обозначенную шкалу. Голова – одно деление, расстояние от подбородка до пупка – два деления, линия таза – на четвертом уровне, колени – на шестом, ступни – на восьмом.

Совет: если не хочется в каждом рисунке возиться со шкалой, можно один раз создать ее в графическом редакторе, распечатать и подкладывать под очередной рисунок.

Построение

В пошаговой инструкции для начинающих акцентируется внимание на том, что не нужно сразу рисовать линии, чтобы не запутаться в пропорциях.

Для начала части тела условно обозначаются геометрическими фигурами. Например, голова – овал, грудная клетка – сплюснутый шар, шея – цилиндр, таз – трапеция. Многие считают этот шаг примитивным. Но именно он позволяет начинающим художникам быстрее понять, как нарисовать человека карандашом.

Далее намечаются суставы – плечевые, тазобедренные. Они показываются маленькими окружностями. Прямыми линиями вдоль окружностей схематично определяется направление плеч, предплечий и бедер.

Такими же кружочками обозначаются локти, колени, голеностопные суставы (которые соединяют голень и стопу).

Все окружности соединяются линиями.

Внимание: парные суставы не симметричны на рисунке относительно друг друга, т.к. изображаемый мужчина стоит в расслабленной позе, а не по струнке.

Крупные геометрические формы прорабатываются, делятся на более мелкие. Здесь важно добиться правильного сечения всех форм с точки зрения анатомии.

Обозначение деталей

Контуры тела уже намечены. Уточняются руки. Если есть неуверенность насчет прорисовки кистей, можно «спрятать» руки в карманы, оставив на виду только большие пальцы.

Изображаются главные осевые линии головы – это линии глаз, подбородка и граница роста волос. Между собой они должны быть параллельными, в противном случае лицо получится перекошенным.

Попутно уточняется наклон шеи.

Прорисовываются глаза. Чтобы глаза были живыми – в зрачки добавляются блики. Брови делают лицо выразительным. Носогубные складки придают определенное выражение рту – пусть молодой человек на рисунке улыбается.

Для правильного изображения ушей нужно ориентироваться на линию глаз.

Примечательно то, что мужской подбородок имеет более квадратную форму.

Намечается прическа. С помощью волнистых линий можно передать объем и густоту волос.

Если не получается какая-то деталь, можно изучить нарисованные картинки человека. Есть подробные схемы каждой части тела лица, будь то глаза, нос, уши.

Фигура в одежде

Рисование одетого человека основывается на изображении обнаженного тела с последующим наложением на набросок драпировок. При изображении одежды нужно иметь представление, где ткань повторяет изгибы тела, а где сама по себе образует складки.

Постепенно одежда детализируется: прорисовываются карманы, ремень, воротничок и пуговицы на рубашке. Складки на брюках будут в области колен, внизу штанин. На рубашке складки образуются в районе локтей, на рукавах, над ремнем (если она заправлена). Ткань не мнется хаотично. Передача направления изломов ткани делает рисунок более реалистичным.

Для придания устойчивости фигуре – пора нарисовать подошвы ботинок.

Светотеневая передача

Света и тени определяются с помощью штриховки. Штрихи – это прерывистые линии, которые помогают затенить объект.

Можно аккуратно стереть линии построения и приняться за передачу теней.

В первую очередь обозначаются самые затемненные места. Потом прорабатываются полутона. Над светом работа ведется в последнюю очередь – освещенные участки лишь слегка приглушаются тоном.

Ластиком выделяются блики в самых светлых местах. Наиболее грубые складки в одежде выделяются более сильным нажимом на карандаш.

После завершения штриховки нужно сделать растушевку линий. Для этого можно взять кусочек бумаги и, не сильно нажимая, растереть карандашные штрихи.

Прорабатывая светотень, нужно помнить, что ткань имеет собственный тон и фактуру. Начинающие художники часто делают ошибку: они слишком тщательно прорабатывают одежду. Но центр любого рисунка – лицо человека и его эмоции.

Существуют поэтапные инструкции как нарисовать человека в различных позах. Какая бы ни была задумана поза, важно понимать систему построения скелета в обязательной связке с мышцами.

Рисование человека – занятие одновременно и сложное, и интересное. Оно примечательно тем, что каждый изображаемый персонаж уникален, обладает своим характером. Потому просто нарисовать человека недостаточно – нужно еще и научиться передавать эту индивидуальность.

Фото нарисованного человека